Дыхательный мешок противогаза РКК-2 изготовляется из
эластичной резиновой пластины (типа шлемовой резины) и при закрытой верхней
крышке противогаза РКК-2 имеет емкость 3,7 л. В моменты очень глубоких вдохов,
превышающих 3,5 л (что практически случается очень редко), недостающий объем
воздуха компенсируется за счет кислорода, подаваемого в любом необходимом
количестве через легочный автомат. Для того чтобы возможно полнее использовать
емкость мешка, он разделен пополам натянутой резиновой лентой 10 шириной 5
см.
|
|
Эта лента обеспечивает равномерное спадание верхней (с
каркасом 6 — рис. 65) и нижней половин мешка, благодаря чему
полезная емкость мешка составляет 92% номинальной и вредное пространство
сокращается до минимума.
Рис. 65. Вид сверху и разрез дыхательного мешка: 1 —
штуцер для присоединения вдыхательного клапана и шланга; 2 — штуцер для
присоединения редуктора; 3 — накидная гайка; 4 — резиновый фланец для
присоединения влагосборника; 5 — хомутик; 6 — металлические накладки; 7 -
гнездо избыточного клапана; 8 — ось для крепления рычага легочного
автомата; 9 — присоединительный штуцер аварийного клапана; 10 — резиновая
лента |
В системе противогаза дыхательный мешок выполняет следующие
функции:
- Он является приемником выдохнутого воздуха, очищенного от углекислого
газа, и резервуаром для вдыхаемого воздуха.
- Он играет роль смесителя очищенного воздуха и кислорода, подаваемого из
кислородного баллона.
- Выполняет роль регулятора подачи дополнительных количеств кислорода,
необходимых при усиленной работе, когда постоянной подачи кислорода через
редукционный вентиль в количестве 1,2 л/мин не хватает. Эту функцию
дыхательный мешок выполняет при посредстве легочного автомата.
- Служит регулятором давления и разрежения в системе противогаза: при
давлениях, приближающихся к установленной норме, стенки мешка, раздуваясь,
приводят в действие избыточный клапан, при чем утечка воздуха из противогаза
приостанавливает рост давления; при разрежении в системе противогаза,
приближающемся к допустимому максимуму, стенки мешка, спадаясь, приводят в
действие легочный автомат, открывающий доступ кислороду; заполнение мошка
кислородом удерживает разрежение в системе противогаза В пределах нормы.
- Ограниченная емкость дыхательного мешка и наличие на нем избыточного
клапана позволяет мешку выполнять также функции приспособления, устраняющего
скопление в респираторе опасных количеств азота: при переходе от напряженных
режимов работы к легкой работе или покою мешок выбрасывает излишнее количество
воздуха вместе с азотом через избыточный клапан.
- В случаях, когда температура окружающего воздуха ниже температуры воздуха
в системе противогаза, дыхательный мешок благодаря значительной величине
поверхности стенок играет роль холодильника вдыхаемого воздуха.
- Благодаря своему расположению между регенеративным патроном и
вдыхательным шлангом дыхательный мешок служит ловушкой для загрязняющих воздух
взвешенных частиц и конденсирующейся влаги.
Таким образом, дыхательный мешок является автоматическим
регулирующим центром режима вентиляции в противогазе. Схема работы дыхательного
мешка показаиа на рис. 66.
|
|
Для простоты изображения на схеме показан клапан
легочного автомата, открывающийся вниз; на самом деле в противогазе РКК-2
клапан открывается в обратном направлении, что совершенно не меняет
принципа работы дыхательного мешка и легочного автомата.
Рис. 66. Схема действия дыхательного мешка в
качестве автоматического регулятора: I — нейтральное положение: лёгочный
автомат и избыточный клапан закрыты; II — момент вдоха: стенки
дыхательного мешка спались; III — момент выдоха: стенки дыхательного мешка
раздуты; головка избыточного клапана упирается в отбойную пластинку;
избыточный клапан открыт; избыток воздуха выходит из мешка через
избыточный клапан. 1 — дыхательный мешок, 2 — лёгочный автомат
(вмонтированный в действительности в корпус редуктора), 3 — запорная
пружина лёгочного автомата, 4— конец кислородопровода повышенного
давления, 5 — запорный клапан, 6 — нижняя крышка противогаза, 7 —
резиновая диафрагма, 8 — хвост клапана, 9 — нажимной палец, 10 —
уплотняющая гайка, 11 — рычаг лёгочного автомата, 12 — избыточный клапан,
13 — запорная пружина, 14 — головка избыточного клапана, 15 — отбойная
пластинка, 16 — запорный клапан избыточника, 17 — уплотняющая
прокладка |
В положении 1 мешок находится в состоянии умеренного наполнения, когда в
противогазе имеется слабое противодавление, стенки мешка — в нейтральном
положении, избыточный клапан 12 и клапан легочного автомата 5 закрыты.
При сильном вдохе или при режиме напряженной работы стенки дыхательного мешка
спадаются, как это видно из рис. 66,II, благодаря чему приклепанный к
верхней стенке мешка широкий рычаг легочного автомата II опускается, нажимает на
хвост клапана легочного автомата 8, преодолевает сопротивление запорной пружины
3 и открывает клапан 5, вследствие чего кислород поступает по направлению,
показанному стрелкой, в дыхательный мешок. Камера легочного автомата изолирована
от наружной атмосферы при помощи эластичной резиновой диафрагмы 7.
При сильном выдохе или при режиме легкой работы, когда подача кислорода в
количестве 1,2 л/мин оказывается слишком большой, стенки мешка, как показано на
рис. 66,III, раздуваются, головка избыточного клапана 14 упирается в
отбойную пластинку 15, клапан опускается, преодолевая сопротивление запорной
пружины 13, и избыточный воздух выхолит из мешка по направлению, показанному
стрелками.
На верхней стенке дыхательного мешка приклепана металлическая накладка 6
(рис. 65), передающая рычагу легочного автомата движения резинового
мешка при дыхании человека. Перо (рычаг) легочного автомата прикрепляется к
накладке при помощи смонтированной на ней оси 8. В верхней части накладки
предусмотрено сквозное отверстие с гнездом 7 для ввинчивания корпуса избыточного
клапана.
Кроме этого, в дыхательном мешке имеются еще 4 отверстия: отверстие со
штуцером 1 для присоединения вдыхательных клапана и шланга, отверстие со
штуцером 2 и накидной гайкой 3 для присоединения редуктора, отверстие с
резиновым фланцем 4 и хомутиком 5 для присоединения влагосборника и, наконец,
отверстие со штуцером 9 для подсоединения аварийного клапана. Внутренний конец
этого щтуцера несет резиновый лепестковый клапан для предотвращения попадания
влаги из мешка в аварийный клапан.